понедельник, 31 января 2011 г.

Задачи книжной выставки



Книжная выставка, вошедшая  в практику работы библиотек в середине 19 века, по праву  считается  наиболее   распространенной формой популяризации книги. Популярность этой формы можно объяснить возможностью оперативно, с минимальными временными затратами  знакомить читателей с изданиями, имеющимися в фонде. Выставки  очень разнообразны и по содержанию, и по объему экспонируемого материала.
              В российской библиотековедческой науке понятие  «библиотечная выставка» определено как «форма библиотечного обслуживания, обеспечивающая путем наглядной демонстрации  документов, других  экспонатов информирование об изданиях, событиях, проблемах».       
                      По своим  целям и задачам – раскрыть богатство фондов библиотеки, привлечь максимально   большее число посетителей выставок с тем, чтобы донести  до них знание о библиотеке и ее фондах – это форма работы   с читателями, причем форма очень активная, находящая  отклик  у пользователей.
               При подготовке   книжной выставки  необходимо определить ее целевое назначение, просто хорошенько подумать – зачем ее оформляешь и для кого. Выставка, даже самая маленькая, должна быть праздником для посетителей библиотеки и для вас самих, должна приносить удовлетворение от проделанной работы. Читателя привлекают  краткие, броские заглавия, тексты,  обращения, яркие иллюстрации, нестандартные решения в оформлении.
                 Выбор названия – очень важный момент, ибо в нем, должна быть заключена идея всей выставки. Здесь  инициатива и смелость, творчество, фантазия библиотекаря должна раскрыться в полной мере. Есть несколько требований к названию. Это – наличие в нем не более 4-5 слов, способность отразить целевое и читательское назначение (например: замените заголовок « Новые поступления» на «Все новое – для Вас!» Обратите внимание на неординарность, оригинальность формулировки, избегайте штампов. Должна существовать логика в разбивке текста на строки. Название должно иметь  социальную направленность,  и в то же время играть роль приманки для  читателей                   (Например: « Брось все и читай»,  « Когда  хочется отдохнуть»). Знаменитый исследователь рекламы Альфред  Политу  на вопрос, какие элементы печатной рекламы являются самыми важными, сказал, что «самыми   важными являются  заголовки, поскольку  некоторые люди читают только их».
                  В оформлении заголовка немаловажную роль играет  цветовое решение. Выставка должна привлекать внимание читателей  яркостью и образностью, но не раздражать   излишней   пестротой и крикливостью. Наиболее удачные цветовые сочетания: черный  с желтым, черный с оранжевым,  красно – бело – синий, белый на синем, на красном, на зеленом. Мы привыкли  использовать  в оформлении заголовков и рубрик сочетания красного на белом или черного на белом. Оказывается, они« замыливают»глаз, перестают обращать на себя внимание читателей. Надписи лучше выполнять в трех цветах: один для общей информации, другой для основных элементов текста или используемой символики, третий- фон. При выборе общего фона  можно использовать бумагу    спокойных тонов. Следует принимать  во внимание    и ассоциативную реакцию зрителя на некоторые цвета (черный – предупреждение, красный – ощущение  опасности). В выборе цвета   надо учесть и степень его популярности на сегодняшний день, влияние моды. Удачно можно использовать в оформлении элементы компьютерной графики, которые позволяют сделать заголовки и цитаты  яркими, красочными, а также оперативно менять одни заголовки на другие, подбирая каждый раз необходимые иллюстрации.

2 комментария: